@ARTICLE{26543118_204278428_2017, author = {Р. Н. Абрамов and И. А. Груздев and Е. А. Терентьев}, keywords = {, академическая профессия, бюджеты времени, реформы высшего образования и науки, удовлетворенность работойтипы академического профессионализма}, title = {Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета}, journal = {Вопросы образования}, year = {2017}, number = {1}, pages = {88-111}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2017--1/204278428.html}, publisher = {}, abstract = {Абрамов Роман Николаевич - кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института социологии РАН. E-mail: rabramov@hse.ru Груздев Иван Андреевич - директор Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: igruzdev@hse.ru Терентьев Евгений Андреевич - кандидат социологических наук, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: eterentev@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» анализируются ролевые сдвиги, которые происходят в академической профессии в условиях реформ образования и науки в современной России. На материалах опроса и интервью с преподавателями и научными сотрудниками предлагается типологическая классификация научно-педагогических работников в зависимости от структуры их бюджетов рабочего времени. Выделяются пять категорий: преподаватели-исследователи, преподаватели, исследователи, «универсальные солдаты», эксперты. Эти категории различаются наборами выполняемых рабочих задач, а также установками относительно профессиональной деятельности. Принадлежность к той или иной категории существенно влияет на удовлетворенность распределением рабочего времени между различными видами работ: наименее удовлетворены бюджетами своего рабочего времени сотрудники, имеющие большую преподавательскую и административную нагрузку, что можно объяснить изменениями в области аттестации научно-преподавательских работников, реализуемыми российскими университетами, и реакцией на эти изменения академического персонала. Выделяются типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и научные сотрудники в области бюджетирования рабочего времени. К ним относятся: невысокая степень свободы в использовании рабочего времени; отсутствие границ между рабочим и личным временем; чрезмерная преподавательская нагрузка; рост количества внеплановых задач; проблема делегирования работы, требующей высокой сследовательской и управленческой квалификации.}, annote = {Абрамов Роман Николаевич - кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института социологии РАН. E-mail: rabramov@hse.ru Груздев Иван Андреевич - директор Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: igruzdev@hse.ru Терентьев Евгений Андреевич - кандидат социологических наук, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: eterentev@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» анализируются ролевые сдвиги, которые происходят в академической профессии в условиях реформ образования и науки в современной России. На материалах опроса и интервью с преподавателями и научными сотрудниками предлагается типологическая классификация научно-педагогических работников в зависимости от структуры их бюджетов рабочего времени. Выделяются пять категорий: преподаватели-исследователи, преподаватели, исследователи, «универсальные солдаты», эксперты. Эти категории различаются наборами выполняемых рабочих задач, а также установками относительно профессиональной деятельности. Принадлежность к той или иной категории существенно влияет на удовлетворенность распределением рабочего времени между различными видами работ: наименее удовлетворены бюджетами своего рабочего времени сотрудники, имеющие большую преподавательскую и административную нагрузку, что можно объяснить изменениями в области аттестации научно-преподавательских работников, реализуемыми российскими университетами, и реакцией на эти изменения академического персонала. Выделяются типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и научные сотрудники в области бюджетирования рабочего времени. К ним относятся: невысокая степень свободы в использовании рабочего времени; отсутствие границ между рабочим и личным временем; чрезмерная преподавательская нагрузка; рост количества внеплановых задач; проблема делегирования работы, требующей высокой сследовательской и управленческой квалификации.} }